Говоря о торжестве, мы всегда помним о том, что железная дорога и город Татарск — это все равно, что Инь и Ян: очень сложно представить себе одно без другого.
В предпоследний день октября далекого 1837 года в стране была запущена первая железная дорога общественного пользования Петербург – Царское Село, обязанная своим «рождением» указу императора Николая I. Стальная магистраль не просто подарила людям уникальную возможность транспортировки пассажиров и грузов на дальние расстояния, но и способствовала созданию массы новых профессий. Неудивительно, что Михаил Иванович Хилков, занимавший тогда пост министра путей сообщения, решил учредить специальный праздник, который объединил бы огромное трудовое сообщество всей страны.
Сначала праздник решили приурочить к отправлению первого русского поезда, но от идеи народных гуляний промозглой, холодной осенью отказались сразу. Тогда дату решили «привязать» ко дню рождения императора, благо, то тогдашний Всероссийский Самодержец понимал огромную роль стальных магистралей в развитии страны. Правда, большевики заслуги Николая I в деле построения первых железных дорог в России не оценили и, придя к власти в 1917 года, отменили праздник, существовавший с 1896 года.
Торжества канули в Лету почти на два десятилетия, после чего их возродили, как тогда было принято говорить, «по многочисленным просьбам трудящихся». 30 июля 1935 года Иосиф Сталин, выступая на приеме железнодорожников в Кремле, предложил вновь воздавать почести работникам стальной магистрали. Праздник назвали в духе того времени – Всесоюзный Сталинский день железнодорожников, который подразумевал собой не столько торжества, сколько «максимальные трудовые усилия во славу Родины».
Через несколько лет имя отца всех народов из формулировки убрали, а сам праздник перенесли на ближайший выходной день. С 80-х годов прошлого века профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта стал именоваться Днем железнодорожника, заняв постоянное место в календаре, где находится и по сей день, – первое воскресенье августа.