Когда речь идет о полевых работах, на ум сразу приходят строки из бессмертного творения «Бородино», где с легкой руки классика «смешались в кучу кони, люди». В «Колосе» подобное броуновское движение давно перешло в разряд сельскохозяйственных атавизмов.
В нескольких километрах от штаб-квартиры «Колоса» рыком мощных моторов распугивают местную фауну почти два десятка единиц техники. Донник, который здесь идет на сенаж, в нынешнем году уродился отменный. Этот скромный представитель семейства бобовых высоко ценится в сельском хозяйстве не только за свои медоносные свойства, но и за исключительные кормовые качества.
По технологии от первой закладки до закрытия на зиму бурта должно пройти максимум 3-4 дня, поэтому в «Колосе» их стараются делать максимально близко от тех полей, где работает техника. На фоне изумрудного холма свежескошенного донника даже махина трактора «Кировец» кажется достаточно миниатюрной. Со стороны может показаться, что трамбовка сенажа — самое простое, что может ждать механизатора. На самом деле, это крайне непростая работа.
Главная задача трамбовщика — максимально выжать из этой зеленой массы влагу и воздух, чтобы донник не испортился, сохраняя свой первозданный вкус и аромат на несколько лет. Стоит лишь понадеяться на вездесущий «авось», допустить небрежность в работе, и труд почти двух десятков людей, а также миллионы рублей могут быть потрачены впустую.
«У меня есть свой способ проверки качества работы: если колеса у трактора сухие, значит, все в порядке. Если будут мокрыми, считай, пропало», — отмечает руководитель хозяйства Сергей Метель. В течение дня он успевает проехать от одной «горячей точки» на карте заготовки кормов до другой, переговорить с работниками, попутно решая массу неотложных дел.
Если говорить только о заготовке сенажа, то в этой кампании участвуют 17 единиц техники. Если брать в целом все полевые работы, где сейчас задействована техника, то это уже 43 единицы. Есть среди них и свои новобранцы – буквально пару недель назад в «Колосе» появился грузовик «МАЗ».
Отзывы о детище белорусских инженеров у водителя Виктора Муторова исключительно положительные: машина шустрая, маневренная, мощный движок не рычит, как раненый зубр, эмблема которого красуется на бампере, а мелодично шепчет. И, что тоже важно, комфортабельная кабина со всеми «наворотами». И хотя внешне стальной трудяга не выглядит огромным, грузовик способен с легкостью перевезти 10 тонн полезного груза.
«В целом урожайность, конечно, радует. Мы всегда стараемся четко выполнять и даже перевыполнять необходимый план по заготовке того же сенажа или силоса. Все-таки поголовье КРС у нас одно из самых больших в районе, а держать его на голодном пайке мы не привыкли», — отмечает руководитель кооператива.
Не секрет, что именно кормовая база — тот фундамент, на котором по кирпичику строится хорошая производительность. Учитывая, что «Колос» является одним их флагманов районного животноводства и входит в тройку лидеров по надоям среди товарных хозяйств, коллектив колхоза явно на правильном пути!